По мере расширения децентрализованной экономики музыканты тоже начинают приобщаться к блокчейну. NFT-токены, цифровые автономные организации (ДАО), мероприятия в Метавселенной и многое другое превращают творческие идеи в новый захватывающий опыт. На NEAR децентрализованные стриминговые музыкальные платформы станут частью музыкальной индустрии будущего.
Эти платформы, управляемые сообществом, а не централизованные, как Spotify и YouTube, дают артистам больше свободы самовыражения благодаря встроенной поддержке правовой инфраструктуры. Но как выглядит это будущее децентрализованного стриминга для музыкантов?
Стриминговые права музыкантов
В мире Web3 у артистов больше контроля над тем, что они создают. Децентрализованный стриминг музыки подразумевает меньшее количество посредников, которые получают часть дохода музыканта.
«Исполнители, которые выпускают релизы через DAOrecords, владеют 100% своей интеллектуальной собственности, а это означает, что они могут делать с ней все, что хотят», — говорит Джейсон «Vandal» Шадт, директор DAOrecords.
«Мы выступаем в основном как дистрибьюторы, помогаем выпускать аудио-NFT через наши магазины в различных сетях, — добавляет он. — Меня очень радует, что мы можем свести к минимуму разногласия и потребность в юридических контрактах с помощью автоматического распределения роялти, встроенного в наши смарт-контракты».
DAOrecords приступили к разработке смарт-контрактов, используя тот же подход, что и артисты, которые официально регистрируют свои песни, а затем делят доход, только без участия обществ исполнительских прав, которые распределяют роялти.
«Мы должны работать только напрямую с правообладателями, чтобы гарантировать отсутствие нарушений», — говорит Vandal.
Для артистов, которые являются частью лейблов на основе ДАО (таких как DAORecords), децентрализованный стриминг открывает и другие интересные возможности.
«Исполнители в ДАО-лейбле фактически будут владеть частью лейбла и иметь право голоса в том, куда идут деньги [от стриминга], — говорит Эмбер Стоунман (Amber Stoneman), директор Minting Music. — Лейблы никогда не были прозрачными, а блокчейн — это способ добиться этого на уровне продюсеров и владельцев лейблов».
Децентрализация позволяет с помощью смарт-контрактов создавать платформы, инструменты, ресурсы и юридические структуры, благодаря которым искусство сможет успешно существовать на собственных условиях. Это видение вдохновило Стоунман на создание Minting Music, где блокчейн на практике применяется в музыкальной индустрии.
«Я видела много проблем в том, что касается прозрачности платформ и обеспечения связи между фанатами и артистами, — говорит Стоунман. — После погружения в тему NFT, Web3 и крипто я начала понимать, как блокчейн может решить множество проблем музыкальной индустрии».
Одна из целей Стоунман — создать мир, в котором фанаты смогут покупать и обменивать музыку с помощью NFT, чтобы обеспечивать долгосрочный доход для артистов.
«В моем видении стриминг происходит ончейн, платежи артистам производятся на основе реальных слушателей и стримов, а не так, как в текущей модели Spotify, — говорит она. — И реальные выплаты роялти происходят в режиме реального времени».
Распределение роялти станет прозрачным
Клариан Норт (Clarian North), основатель Tamago, децентрализованной стриминговой платформы, основанной на NEAR, тоже считает, что блокчейн решает проблему прозрачности роялти.
«Прозрачность — это большая проблема, с которой сталкиваются музыканты и создатели контента, когда речь идет о выплате роялти, — говорит Норт. — В век цифровых технологий артистам, менеджерам и лейблам становится все труднее отслеживать каждое воспроизведение и покупку».
Норт ясно видит, каким образом смарт-контракты могут сыграть ключевую роль в будущем стриминга музыки. Музыканты смогут отслеживать все транзакции, связанные с материалом, в прозрачном и неизменном формате. Это поможет справедливо сбалансировать и развернуть поток монетизации в направлении создателей контента.
С роялти за ремиксы это работает точно так же. Когда продюсер берется за ремикс, говорит Норт, создается иное видение, аудитория и звук, чем было у оригинальной записи. Ремиксеры обычно получают фиксированную плату и иногда получают отчисления роялти, хотя это бывает редко. Чем больше людей поработает над оригинальным материалом, тем больше шансов, что он будет принят большей аудиторией. Но тогда отслеживание роялти становится более сложным. Смарт-контракты могут изменить это, упростив выплаты роялти.
«Поэтому наличие общедоступной сети данных, которыми нельзя манипулировать, чрезвычайно полезно для того, чтобы расчистить и обезопасить пути отчислений. Это позволит создателям исходного материала получать свою справедливую и прозрачную долю», — добавляет он.
Студия Strangeloop Studios, которая недавно запустила Spirit Bomb — лейбл для децентрализованных виртуальных артистов, — тоже возлагает надежды на прозрачность роялти. Иэн Саймон (Ian Simon), соучредитель Strangeoop Studios, считает, что NFT станут ключевым компонентом децентрализованного стриминга музыки.
«Я думаю, что мы все еще находимся на ранней стадии понимания всех способов, которыми Web3 поможет избавится от некоторых устаревших практик в музыкальной индустрии, — говорит Саймон. — Многие разбирающиеся люди исследуют структуру и общую прозрачность системы отчислений роялти и выносят наружу множество запутанных закулисных сделок. Пространство NFT предполагает совместное владение, что является философским изменением в признании ценности вклада всех авторов и создателей, и я очень рад этому».
Стена между артистами и фанатами исчезнет
Когда музыкальная индустрия не полностью контролируется централизованными силами, такими как крупные лейблы, центральные СМИ и стриминговые платформы Web2, артисты могут свободно творить в той стилистике, которую сами выбирают. Это порождает такие жанры и культуры, как хип-хоп, техно, инди-рок и другие. Таким образом, формируется основа для коллабораций, культуры ремиксов и дальнейшего творчества с помощью новых средств и в новых формах.
С этой мыслью создавалась Endlesss.fm, музыкальная программная платформа, интегрированная с NEAR. Endlesss позволяет артистам и их аудитории взаимодействовать спонтанно и интуитивно.
«Endlesss превращает музыку из продукта, который мы потребляем в одиночку, в путь, который мы проходим вместе с теми, в ком находим отклик, — говорит Тим Шоу (Tim Shaw), также известный как Tim Exile, увлеченный музыкант на протяжении всей жизни. — Такой интерактивный опыт более интересен для фанатов».
«В долгосрочной перспективе исчезнет стена, которая разделяет артистов и их фанатов, — добавляет он. — Мы все станем участниками сообществ. Некоторые будут более вовлечены в творчество, чем другие. Но мы не будем воспринимать это как метафорический барьер между аудиторией и артистами».
Web3 также позволит музыкантам (и другим творческим людям) контролировать то, в каком виде их работа доступна онлайн.
«Web3 переворачивает отношения между платформами и людьми, — говорит Exile. — В Web2 мы все арендуем наши отношения с платформами. Платформы могут выкинуть нас в любой момент, и мы потеряем все без возможности восстановления. В Web3 платформы арендуют свои отношения с нами, независимыми цифровыми индивидами. Если какая-то платформа перестает приносить пользу нашей цифровой жизни, мы сможем без потерь перейти в другое место».
В конечном счете, Exile предполагает, что в будущем Web2 и Web3 будут сосуществовать.
«Стриминговая модель отлично работает в мире Web2, где вы платите за удобный доступ к мультимедиа, — говорит он. — В Web3 ценность продукта мультимедиа заключается в вашем связи с ним. В создание, покупку и продажу какого продукта вы выбрали вкладывать свое время, усилия и деньги? Что совокупность всех мультимедиа, с которыми вы связаны, говорит о вас? Как внутренне почувствовать, кто вы есть, благодаря приобщению к тому, что вам нравится?»
Поддержка аутентичной музыки
Пандемия и другие глобальные кризисы существенно повлияли на то, как люди взаимодействуют с физическим миром. Эти изменения вдохновили Tabea и smokedfalmon на создание Muti Collective, португальского сообщества, которое помогает художникам совмещать цифровой и физический миры. Одна из целей этой группы, работающей также как ДАО, — стимулировать культурное движение в сельской части Португалии.
«Учитывая, что во время пандемии большинство площадок были закрыты, это был главный ресурс для продвижения искусства в цифровом пространстве, — говорит smokedfalmon. — Из-за этого возникло много обсуждений относительно доходов от стриминга и того, как мало на самом деле получают авторы на стриминговых платформах [Web2]».
Используя Web3-пространства, такие как Cryptovoxels и NEARhub, люди могут смотреть стрим и при этом взаимодействовать с мероприятием. ДАО обеспечивают таких группам более эффективное управление коллективными финансами, прозрачность и демократию внутри сообщества.
«Люди обычно поначалу относятся довольно скептически, но с любопытством, и с ними нужно работать индивидуально, чтобы помочь влиться, — говорит Tabea. — Но как только они получают поддержку одного из своих проектов, они вовлекаются гораздо активнее».
«Кроме того, система ДАО еще не очень распространена в группах, с которыми мы работаем, — добавляет она. — Но как только люди понимают, как это работает, им становится все интереснее. Они узнают больше об экосистеме и начинают свой собственный путь».
Дорога впереди
Музыка в Web3 — это создание, экспериментирование и расширение границ. Кроме этого, это реализация долгосрочных идей и постоянное поддержание необходимой для этого инфраструктуры. С NEAR у музыкантов есть сверхбыстрая, недорогая и безопасная платформа, которая позволяет им достигать желаемого.
Для художников, артистов и музыкантов очень важно право собственности — оно обеспечивает возможность выбора и свободу самовыражения. Помимо свободы децентрализованного стриминга музыки, право собственности дает авторам возможность выпускать свои произведения на своих условиях.
Блокчейн и, в частности, ДАО помогают функционированию экосистемы, в которой стороны могут честно сотрудничать и определять условия. В этом пространстве приветствуются все участники, от артистов до звукозаписывающих лейблов, фанатов, покупателей и вторичных покупателей.
Децентрализация может вывести музыкальную индустрию на совершенно новый уровень. Будущее музыки на блокчейне уже наступает.
Почитайте и другие статьи из серии о музыке на блокчейне:
Часть 1: Музыка и блокчейн: представляем будущее звука
Часть 2: Музыка и блокчейн: создание звукозаписывающей компании на блокчейне
Часть 3: Музыка и блокчейн: формирование нового типа музыканта
Часть 4: Музыка и блокчейн: будущее децентрализованного стриминга музыки