На блокчейнах появляются новые музыкальные инструментарии и платформы, например NFT, музыкальное ПО, встречи в метавселенной или децентрализованные стриминговые платформы. Благодаря им в центре внимания оказывается новый тип музыканта. Такой, который исследует новые творческие технологии и более справедливые потоки доходов — на собственных условиях музыкантов.
Как именно музыканты ориентируются в Web3 в 2022 году? Давайте рассмотрим подробнее, что происходит на NEAR, где музыканты находят быстрый, недорогой и безопасный блокчейн, а также экосистему децентрализованных приложений для своего путешествия в Web3.
Новые музыканты на блокчейне
NEAR x Music (NxM), гильдия музыкантов и создателей сообщества, работает прямо в центре блокчейн-музыки. Участники уже наблюдают, как музыканты работают в Web3 несколькими способами.
Помимо создания NFT, музыканты используют Cryptovoxels, NEARhub и другие виртуальные пространства или пространства метавселенных для живых встреч. В некоторых случаях музыканты используют эти пространства для музыкальных клипов и другого контента.
«У музыкантов также больше возможностей продавать свои товары и музыку напрямую своим фанатам, а не зависеть от платформ в качестве посредника, — говорится в сообщении Совета NxM. — Блокчейн позволяет видеть, кто взаимодействует с вами и собирает результаты вашей работы».
Музыканты Muti, творческого коллектива и ДАО из Португалии, очень активны в NEAR. Помимо создания аудиовизуальных NFT, они продвигают музыку друг друга и транслируют оригинальную музыку и диджейские сеты через свою вселенную Muti на NEARHub.
«Мы работаем в цифровом и физическом пространстве, — говорит Tabea из Muti, отмечая, что коллектив часто организует мероприятия на природе и в других местах за пределами городов. — По мере того как NEAR и его платформы разрабатывают инструменты, мы экспериментируем с тем, как интегрировать цифровое с физическим — продажа билетов, стримы из физической вселенной в метавселенную, полезные NFT и т. д.».
Но не все музыканты пытаются изменить парадигму индустрии. Некоторые признанные артисты просто хотят изучить новые каналы распространения контента и доходов.
«Артисты пользуются возможностями Web3, чтобы плыть по волнам параллельно с тем, что они уже делают в Web2», — говорит Вандал (Vandal), создатель DAORecords, лейбла, основанного на NEAR.
Origin — музыкант и активный член сообщества Amplify.Art, децентрализованной музыкальной платформы, которая в настоящее время строится на базе NEAR. Он отмечает, что криптопанк-рэпер Spottie WiFi, настоящее имя Мигель Мора (Miguel Mora), — артист, полностью приверженный блокчейн-музыке. Подобно Зигги Стардасту Дэвида Боуи или мультяшной группе Gorillaz Деймона Албарна , личность Spottie WiFi Мора — это художественный аватар. Spottie WiFi — криптовоксел, специально разработанный для Web3, — участвует в выпусках NFT и представлениях метавселенной.
Другие артисты, например Эмили Лазард (Emily Lazard), ФиФи Ронг (FiFi Rong) и даже Дедмаус (Deadmau5), который выпустил NFT-сингл «this is fine» на NEAR, уже имеют значительное количество поклонников. Web3 помогает им увеличить аудиторию и доходы.
«Самое привлекательное в Web3 — это независимость и возможность делать все, что угодно, — говорит Origin. — Больше всего впечатляет, что вы можете объединить в NFT любую форму искусства, будь то поэзия, скульптура, фотография, видео, графический дизайн, музыка или художественная декламация».
Как и другие музыканты, изучающие музыкальные NFT, Origin рад возможности зарабатывать больше за релиз. С помощью Web3 не нужно создавать однородную музыку только для того, чтобы получить миллионы прослушиваний.
Создание и использование музыкального ПО
Музыканты также найдут новое музыкальное ПО на базе блокчейна в Web3. И если у них есть навыки разработчика, они могут его спроектировать.
Чиптюн-музыкант и разработчик Питер Саломонсен (Peter Salomonsen) создал WebAssembly Music, живой кодинг музыки и синтезатор на Javascript/AssemblyScript (WebAssembly) на NEAR. С помощью WebAssembly Music Саломонсен создал музыкальные NFT и сделал их ремиксными. Он также выпустил интерфейс перфоленты для пианино для коротких редактируемых музыкальных файлов NFT, на котором музыканты могут создавать и публиковать собственную музыку.
Endlesss, цифровая звуковая рабочая станция (DAW), предоставляет музыкантам инструменты и средства для коллективного создания музыки. Основатель и разработчик Тим Эксил (Tim Exile), бывший музыкальный продюсер Warp Records, поставил перед собой задачу отделить музыку от продукции, создаваемой профессионалами и потребляемой массами.
Благодаря приложению Endlesss (iOS, MacOS, Windows) музыка становится коллективным путешествием. Музыканты сотрудничают вживую или асинхронно в импровизациях. Воспринимайте их как «музыкальные чат-группы», в которых участники создают короткие музыкальные фрагменты, называемые риффами, делятся ими и микшируют их. Артисты делятся риффами, которые музыканты или даже фанаты могут затем микшировать и сэмплировать, и которые со временем эволюционируют в музыкальные коллективные коллажи.
«Вот почему мы создали Endlesss — для совместной работы и в режиме реального времени, — говорит Эксил. — Каждый шаг в музыкальном путешествии любого человека от создания до курирования, открытия и прослушивания — это шаг, который приводит вас к контакту с людьми».
Назовите это геймификацией музыкального сотрудничества и культуры создания ремиксов. Как отмечает Эксил, игры не директивны. Каждый уровень или всю игру можно пройти любым количеством способов, что и является целью Endlesss.
«Когда вы играете вместе, вы создаете целую историю всего, что произошло в этом джеме, — объясняет Эксил. — Получается, что создание музыки — это как рассказывание историй, потому что по мере развития джема вы слушаете, как развивается музыка».
«Первое, что мы строим на NEAR, — это возможность делиться этими джемами с аудиторией или другими авторами и позволять людям коллекционировать отдельные риффы в виде NFT», — добавляет Эксил.
В будущем Вандал ожидает более тесной интеграции между музыкальным ПО и блокчейн-платформами. Цифровые рабочие станции (DAW) могут, например, экспортировать музыкальные файлы напрямую в виде созданных NFT.
«Вы можете даже чеканить мультитреки, когда нажимаете «мастер», — говорит Вандал. — Я видел, как несколько продуктов переходят на Web3, и для авторов будет здорово, если все это будет интегрировано в аппаратное обеспечение».
Один член сообщества Endlesss даже создал аппаратный контроллер для музыкального ПО. Хотя это лишь проверка концепции, она демонстрирует, как аппаратное обеспечение может быть интегрировано с программным обеспечением блокчейна.
Новый взгляд на культуру ремиксов и сотрудничество
Амен-брейк, барабанная сбивка, встречающийся в бесчисленных записях 20-го и 21-го веков, является, пожалуй, самым известным сэмплом в истории музыки. По наиболее точным оценкам он встречался не менее чем в 5500 песен. И все же барабанщик, записавший трек, Грегори Коулман («G. C.» Coleman), участник фанк- и соул-группы 60-х The Winstons, так и не получил за него ни копейки. Коулман — это предостерегающая история о сэмплированных работах: хотя сэмплирование может привести к созданию великих художественных произведений, оригинальные авторы заслуживают справедливого вознаграждения.
После выхода культового альбома The Beastie Boys Paul’s Boutique (1989) музыкальная индустрия стала жестко пресекать сэмплирование. В настоящее время получение разрешения на использование сэмплов может подавлять творческий потенциал, делая его нерентабельным, и часто именно так и происходит, делая его непомерно дорогим.
Благодаря технологии блокчейна получение разрешения на использование сэмплов и выплата роялти могут быть проще и дешевле для музыкантов. Исполнители и лейблы могли бы просто предоставлять музыку музыкантам для сэмплирования и ремикширования с помощью смарт-контрактов, исключая посредников и позволяя расцвести новой эре творчества, основанного на сэмплах. Хотя это и является благом для новых музыкантов, Вандал не знает, как это повлияет на старую музыку, которую артисты хотят сэмплировать.
«Трудно сказать, будет ли переиздаваться старая музыка на блокчейне для облегчения распределения роялти, — говорит Вандал. — Если это произойдет, это может положительно повлиять на будущее сэмплов».
Чтобы развивать культуру ремиксов, Endlesss запустит торговую площадку со смарт-контрактом, который предусматривает «гонорар за ремикс» для авторов. Блокчейн NEAR уникален тем, что функция роялти заложена на уровне протокола, в отличие от других блокчейнов, где ее можно добавить только постфактум.
«Итак, если кто-то купит рифф и запустит новый джем, то участники джема, у которых был куплен этот рифф, все вместе получат гонорар, — говорит он. — Трудно сказать, будет ли этот гонорар 60 %, 20 %, 80 %. Я понятия не имею, что люди сочтут правильным».
«Секретная часть культуры ремиксов всегда заключалась в реконтекстуализации, — говорит Эксил. — Это контекст в степени 2: именно здесь создается ценность. Splice — это «шведский стол» сэмплов, а Spotify — «шведский стол» музыки, что хорошо для товаров, но плохо для культуры, потому что превращает ее в товар. Культура — это смысл, цель и уникальность, и я бы сказал, что «шведский стол» и культура несовместимы».
Эксил также видит еще кое-что интересное в культуре сэмплирования и ремиксов на основе блокчейна. С помощью смарт-контрактов музыканты и слушатели могут отслеживать атрибуцию сэмплов по слоям создания, подобно спускающимся кроличьим норам в стиле Википедии.
Этого просто не происходит с музыкальным ПО Web2 и стриминговыми платформами. В Web3 музыканты могут стать частью нового возрождения музыкальной культуры.
«Есть прекрасная возможность монетизировать культуру за счет смысла, а не превращения в товар, — говорит Эксил. — Так и должно быть, я думаю».
Переосмысление звукозаписывающей компании и гонораров
Лейблы — это помощники, и в Web3 это не изменится. Но тем лейблам, которые хотят работать в Web3, придется переосмыслить то, как они функционируют.
«Звукозаписывающие компании, скорее всего, станут ДАО, предоставляя финансирование, поддержку, ресурсы и даже выпуская NFT и предоставляя другие услуги артистам по мере необходимости», — говорит Вандал. ДАО-лейблы могут предлагать совместное владение, прозрачность и бизнес-модель, основанную на блокчейне, которая нравится артистам.
Эмбер Стоунман (Amber Stoneman), основатель Minting Music, первой музыкальной компании по производству и продвижению NFT, говорит, что музыканты, работающие по контракту, уже имеют лейблы, управляющие их релизами NFT. Minting Music помогает этим лейблам или исполнителям, которые решили отказаться от лейблов, создавать торговые площадки NFT.
В издании песен существует несколько форм собственности. Кто-то может владеть всей основной записью, в то время как более 20 других лиц или организаций могут владеть правами на тексты, композицию, запись и многое другое. Каталоги песен выкупаются у музыкантов и продаются снова и снова.
«В пространстве Web2 музыканты не знают, кому принадлежит их музыка и где она находится, — говорит Стоунман. — У нас никогда не было такой технологии, как блокчейн, чтобы отслеживать вещи так четко и прозрачно.
Артист может продать NFT и заработать X долларов, и у него есть всего несколько кошельков авторов, подключенных к этому смарт-контракту, а распределение роялти происходит в режиме реального времени».
Артисты также смогут легко заявлять о своих авторских правах в случае спора, используя NFT и данные блокчейна. SmokedFalmon из Muti говорит, что слушатели и фанаты также могут давать чаевые артистам за их работу.
И Tabea из Muti, и Вандал из DAORecords считают, что упрощение выплаты роялти с помощью смарт-контрактов сделает артистов более открытыми и готовыми к сотрудничеству и совместной работе. «Разделение издательского пирога с фанатами или ранними инвесторами также является захватывающей возможностью», — говорит Вандал.
«Это плюс с точки зрения сообщества, поскольку Web3 может помочь изменить процесс принятия решений, — говорит Tabea. — Это позволяет коллективу, агентству или артисту использовать ДАО не только для хранения и получения средств, но и для интеграции более широкого сообщества. Таким образом, фанаты и сторонники могут фактически голосовать за решения относительно будущего ДАО/проекта, если коллектив этого хочет».
Авторы и сообщество — это будущее
С блокчейном будущее музыки за автором. Но ни один автор музыки не будет существовать в бункере или в вакууме. Музыканты могут быть и будут более интегрированы в сообщества. Новые сообщества будут появляться, видоизменяться, развиваться и умирать, становясь семенами новых художественных сообществ.
«Задача автора заключается в создании, владении и курировании своей идентичности в сотрудничестве с другими, на своих условиях, — добавляет Эксил из Endlesss. — И динамика будет продвигать людей по этим коллективным путешествиям».
«Выполнение этой работы на NEAR в течение последнего года с гильдиями и ДАО дало мне уверенность в том, что я сделал правильный выбор, — говорит Вандал. — Сообщество — это все».
Что должно произойти, по его мнению, так это истинное понимание силы децентрализации. Конечно, новый музыкант может использовать блокчейн для собственной выгоды, но его возможности для создания сообщества и вовлечения очень сильны. Это, считает Вандал, может поставить музыкальную индустрию на путь революции.
«Это определенно захватывающее время для музыкантов, — говорит он. — Мы — история в процессе становления».